Мне нужно больше времени, чтобы опровергнуть Ваше предположение. Буду искать идентичные элементы штемпелей на разных монетах.Саня Серый писал(а): 23 фев 2025, 19:19 Конечно продолжим дискуссию.Все что Вами сказано выше абсолютно точно.Идеальная высота изображения и наличие идентичных основных элементов и есть признак применения именно маточника при изготовлении рабочего штемпеля,а не пуансонов.Я не наблюдал ни на одной боратинке признаков,которые указывали на применение пуансона на рабочем штемпеле.Более подробную технологию могу описать,если нужно.Конечно на основе чеканки русских монет этого периода,но она ничем в принципе не отличалась от европейской в плане приготовления рабочего инструмента,кроме как способом чеканки (ручная в России и машинная в РП).
Технология чеканки монет в РП XVII века
Модераторы: Amigo_BY, Грiгорiй, palexa, remus
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
-
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 24 окт 2022, 09:08
- Откуда: Буда-Кошелевский р-н.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Сложно ответить по чеканке ВКЛ и РП,но по монетам России этого периода и маточники,и рабочие штемпеля использовались очень долго.Вероятнее всего имеет место быть просто долговечность этого инструмента.Использовались до полного разрушения.Один маточник служил очень большой срок,второй мог разрушится и при первом переводе.Отсюда и количество отчеканенных монет и их встречаемость (степень редкости).Но и факты уничтожения инструмента после окончания эмиссии исключать никак нельзя.Сам инструмент (штемпель) мог полностью быть зачищен от остатков прежнего изображения и быть использован далее в работе уже с другим изображением вплоть до конечного износа.
-
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 24 окт 2022, 09:08
- Откуда: Буда-Кошелевский р-н.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Опровергнуть мое предположение Вам вряд-ли удастся.Оно основано на многолетнем изучении и самих монет и технологии их чеканки (правда только русской средневековой и СССР).И поверьте,это не мое предположение.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Сравнивать технологию изготовления штемпелей для примитивных проволочных копеек и тех же боратинок конечно можно, но и здесь есть различия. Я думаю
маточники не использовались. Зачем? Пуансон портрета крола -практически пол штемпеля готово. Отдельными пуансонами букв набивались надписи. Это касалось как боратинок так и других номиналов. Все зависело от таланта мастера. Ну и сравнивать чешую и европейские монеты, это как жигули и мерседес, вроде из железа и та и другая но почувствуйте разницу. А взять полугрош и ту же копейку ивашки-200 лет отсталости прямо кричит
маточники не использовались. Зачем? Пуансон портрета крола -практически пол штемпеля готово. Отдельными пуансонами букв набивались надписи. Это касалось как боратинок так и других номиналов. Все зависело от таланта мастера. Ну и сравнивать чешую и европейские монеты, это как жигули и мерседес, вроде из железа и та и другая но почувствуйте разницу. А взять полугрош и ту же копейку ивашки-200 лет отсталости прямо кричит
-
- Сообщения: 763
- Зарегистрирован: 24 окт 2022, 09:08
- Откуда: Буда-Кошелевский р-н.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Вы серьезно говорите о чеканке боратинок без применения маточника в их производстве или шутите?
Вы серьезно считаете,что рабочие штемпеля изготавливались набором пунсонов каждый?Это нонсенс.
Хотелось бы услышать Ваше описание самого процесса нанесения на рабочий штемпель всех изображений по частям.Это даже представить невозможно.
Я бы очень хотел увидеть боратинке,которая на себе имела бы след от пунсона хоть какой-либо части изображения.
Вы серьезно считаете,что рабочие штемпеля изготавливались набором пунсонов каждый?Это нонсенс.
Хотелось бы услышать Ваше описание самого процесса нанесения на рабочий штемпель всех изображений по частям.Это даже представить невозможно.
Я бы очень хотел увидеть боратинке,которая на себе имела бы след от пунсона хоть какой-либо части изображения.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
. Чтобы изготовить маточник нужно изготовить штемпель. Для изготовления штемпеля необходимо изготовить пуансоны букв, цифр, детали портрета или весь портрет. детали погони или всю погоню одним пуансоном. Далее изготовив первую пару штемпелей можно сделать маточник штемпеля а можно оставить как матрицу для пуансонов. Тот же портрет можно вырезать штихелями с несколькими пуансонами в самом штемпеле т.е. негативе . Следующие портретные пуансоны изготавливаются одним ударом. В принципе тот же пуансон он же маточник портрета. Считаю что легенды набивались на каждом штемпеле(каждая буква свой пуансон), иначе не было бы такого количества разновидов тех же полугрошей L, LI, LIT, LITV, LITVA. Боратинки я не изучал но по более крупным номиналам видно портреты идентичны, легенды гуляют.
Набить пару штемпелей боратинки имея необходимые пуансоны думаю от получаса до часа. И еще, тиражи разные. Наверно только чешуя сравнима с боратинками по количеству. В Речи таких тиражей не надо было. Дукаты. талера, орты и так далее. Поэтому большого количества штемпелей не нужно.
Набить пару штемпелей боратинки имея необходимые пуансоны думаю от получаса до часа. И еще, тиражи разные. Наверно только чешуя сравнима с боратинками по количеству. В Речи таких тиражей не надо было. Дукаты. талера, орты и так далее. Поэтому большого количества штемпелей не нужно.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Еше пару слов. Думаю пара штемпелей в ВКЛ ходила гораздо дольше чем пара в Московии. Я думаю объяснять не надо.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Для нормального поднятия такой темы, надо смотреть откуда тот же Миколайчик брал отчеты по менницам(а это скорее всего AGAD) и лезть туда читать всю документацию. Только я сомневаюсь что такие технические вопросы шли в данные отчеты.JackVolk писал(а): 22 фев 2025, 06:47
- изготовление пуансонов ( материал, кто резчиком мог быть)
- фото известные пуансонов
- как наносилось изображение пуансона на штемпель
- на какое количество штемпелей хватало пуансона
- на какое количество медных монет хватало штемпеля ( для боратинок я пока знаю о диапазоне 30000-50000 шт)
- сколько времени мастеру нужно было, чтобы изготовить пуансон( 1 элемент) и 1 штепмпель?
По Бресту информация должна быть в книгах Брестского гродского суда, которые хранятся в НГАБе. именно из их пару писем Яна казимира публиковались то ли в АВАКе то ли в АЮМе в 19 веке, я в своё время пытался книгу за 1660-е года получить в читальном зале, но она расшитая и мне её не выдали.
Господа, если я что либо забыл вам отправить или позвонить - пишите в л.с.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж сваiх i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж сваiх i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Если не ошибаюсь, в Каунасе в своё время нашли штемпель боратинки, об этом писал Синчук в энциклопедии ВКЛ в разделе по Ковенскому монетному двору. В Уяздове штемпелей найдено не было, только заготовки, монеты и брак. Так же раскопки были на территории Виленского монетного двора, но там публиковались Ремецасом более ранние материалы, на 1650е.Саня Серый писал(а): 23 фев 2025, 20:00 Очень мало.Практически полностью отсутствует архив штемпелей (в русской чеканке недавно лишь обнаружен один-единственный рабочий верхний штемпель).И все !
Есть только рисунки самых основных этапов чеканки.
Но я об этом читал очень давно и могу ошибаться.
Господа, если я что либо забыл вам отправить или позвонить - пишите в л.с.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж сваiх i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж сваiх i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Re: Технология чеканки монет в РП XVII века
Вообще, по штемпелям тема очень интересная.
В Национальном музее в Варшаве я в руках держал два штемпеля - фальшивый штемпель того времени для полугрошей Казимира Ягеллончика и штемпель с аверсом от трояка Сигизмунда Вазы.
Немного штемпелей есть в музее Быдгошча, Шчецина в Торуни (https://blognumizmatyczny.pl/2022/04/01 ... trojakach/ https://blognumizmatyczny.pl/2021/12/10 ... -i-xvii-w/).
А самые большие коллекции штемпелей, близких к нашему региону - это конечно же Музей истории Риги и Национальный музей во Вроцлаве, больше 100 штук в каждом из музеев. По логике, ещё и в Таллине должны быть штемпеля, но я об этом не слышал.
В Национальном музее в Варшаве я в руках держал два штемпеля - фальшивый штемпель того времени для полугрошей Казимира Ягеллончика и штемпель с аверсом от трояка Сигизмунда Вазы.
Немного штемпелей есть в музее Быдгошча, Шчецина в Торуни (https://blognumizmatyczny.pl/2022/04/01 ... trojakach/ https://blognumizmatyczny.pl/2021/12/10 ... -i-xvii-w/).
А самые большие коллекции штемпелей, близких к нашему региону - это конечно же Музей истории Риги и Национальный музей во Вроцлаве, больше 100 штук в каждом из музеев. По логике, ещё и в Таллине должны быть штемпеля, но я об этом не слышал.
Господа, если я что либо забыл вам отправить или позвонить - пишите в л.с.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж сваiх i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж сваiх i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.