Ранним утром, еще затемно наш "Марсель" отшвартовывается и берет курс на самую середину пролива Гобал (Губаль), где лежит самый любимый всеми дайверами Красного моря рэк, красавец Тистльгорм (SS Thistlegorm).
История
SS Thistlegorm (буквы SS означают steam shipили пароход) был английским сухогрузом, принадлежащим компании Альбин Лайн ЛТД, и входил в число кораблей, название которых отличалось приставкой Thistle, что на галльском означает "чертополох" - национальный шотландский цветок.
Тистлегорм весил 4 898 тонн (водоизмещение 9 009 тонн), его длина составляла 126,5 метра. Он имел паровой трехцилиндровый двигатель мощностью 1 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость до 10,5 узлов. Тистлегорм был спущен на воду 9 апреля 1940 года на верфи Томпсон анд Сонс ЛТД в Сандерленде и являлся грузовым судном, предназначенным для перевозки военных грузов для Британской армии. Для противовоздушной обороны он был оснащен легкой зенитной пушкой (4,7 дюймов) и противовоздушным 40 мм пулеметом.
Последний рейс
Тистлегорм был задействован в секретной операции под кодовым названием "Крестовый поход", суть которой заключалась в том, что караван из 16 судов должен огибать Африку для обеспечения войск, действующих на севере континента, снаряжением. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии.
Поставленной перед Тистлегормом задачей была доставка снаряжения для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек и дислоцированной в Египте и Восточной Ливии. В мае 1941 года Тистлегорм с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго с грузом боеприпасов, бомб различного назначения, противотанковых мин, винтовок Lee Enfield MK III, сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16 H, автомобилей Bedford, Morris и Ford, прицепами, переносными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и резиновыми сапогами. Дополняли груз два легких танка Universal Carrier MK II, два паровоза Stanier 8 F в комплекте с цистернами для воды.
После остановки в Кейптауне, Южная Африка, где было загружено топливо и пополнены запасы воды и продовольствия, и в порту Аден, южный Йемен, Тистлегорм завершал свой путь по Красному морю в момент поступления приказа бросить якорь в проливе Губаль и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном. Тистлегорм бросил якорь рядом с рифом Шааб Али, считавшимся надежным местом и имевшим кодовое название Safe Ancorage F. В ночь с 5 на 6 октября четыре немецких бомбардировщика Хенкель 111 с дислоцированной на острове Крит авиабазы Kampfgeschwader KG 26 , возвращавшихся после безуспешных поисков судна Queen Mary с австралийскими солдатами на боту, совершенно случайно заметили и атаковали Тистлегорм в 0:35 6 октября. Судно было поражено двумя мощнейшими бомбами в районе трюма № 4.

Взрыв был мощнейшим, поскольку бомбы спровоцировали взрыв котла и большей части находившихся на борту боеприпасов. Начался пожар и в 1:30 переломившийся Тистлегорм быстро опустился на плоское песчаное дно глубиной 30 метров. Капитан и экипаж были спасены сопровождавшим судном Carlisle, но 4 моряка и 5 артиллеристов погибли при кораблекрушении.
Обнаружение затонувшего судна.
Впервые Тистлегорм был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо. Сцены подводной съемки затонувшего судна вошли в знаменитый документальный фильм Кусто "В мире безмолвия". После этого существование Тистлегорма забывается почти на двадцать лет, до 1974 года, когда его находит израильский дайвер Шимшон Махиах. Новость держится в секрете и в последующие годы о судне известно лишь узкому кругу местных дайверов.
В 1992 году шкипер из Хургады Роджер Винтер привозит сюда первую группу туристов и в ноябре того же года Тистлегорм становится широко известным благодаря статье, опубликованной в итальянском журнале Aqva. В следующем году ВВС снимает документальный фильм "Последний рейс Тистлегорма" и с этого времени затонувшее судно становится популярным местом погружений для дайверов из Хургады, Эль Гуны, Шарм эль Шейха.
