Отдых у нас подразумевался активным: рыбалка, катание на лошадях, игры с детьми. Чем мы, собственно, и занялись.


В первый же вечер с толпой своих и местных мальчишек я провёл на рыбалке. Так как удочка у нас была одна на всех и возраст ребят разнился от почти трёх до семи лет, получился весёлый своеобразный балаган. Взрослые, пользуясь случаем, повесили на меня обязанности старшего по рыбалке и благополучно слились. Вот так командой человек шесть или семь мы ходили вдоль речки и ловили уклейку и иногда другую мелочь. Ребята были в восторге, а вот мне пришлось сложно. Каждую минуту происходило что-то: от крапивы и комаров до зацепов друг за друга и споров за удочку. Однако, несмотря на всё это, все были довольны. Самый младший Никита, которому ещё нет и трёх, выловил самое большое количество видов рыб…


Утром следующего дня решил выспаться. Утро, как всегда, было сказочным. С каждым днём к завтраку припекало всё больше и больше. Естественно, после вечерней рыбалки новоиспеченные рыбаки уже ждали меня у крыльца.
- А Рома выйдет?
- А мы пойдём на рыбалку?
- А я уже у родителей отпросился.
И ещё полсотни подобных вопросов. На рыбалку мне особо не хотелось пока. Но, понимая, что посеял азарт рядах молодёжи, решил взять всех желающих с собой покопать. В самой деревне, по рассказам местных, некогда стояла церковь. Мне указали местоположение фундамента и дали добро на поиски. Небитая старая церковь, которой нет на картах – что может быть лучше для копателя?.. Ммм…
Во время обеденного сна выдвинулся один. Первые полчаса быстро отрезвили голову. Место это находится с жилой деревне. Кругом пробки, проволока, всякие цветные детальки, даже детские машинки. Чтобы выкопать каждый интересный сигнал, у меня одного уйдет минимум неделя.
Наковыряв полные карманы мусора, стал бродить по окраинам деревни чуть в стороне от церкви. К этому времени подтянулись мои вчерашние компаньоны по рыбалке. Мальчишкам этот процессы был очень интересен. Каждый сигнал они пытались наперегонки раскопать вручную и радовались каждому найденному предмету, будь то гильза, проволока или кусок железяки. Тем не менее вместе с этой компанией удалось кое-что найти. Между деревней и речной долиной есть небольшой прямой пятачок размером 30х50 метров примерно. И весь этот пятак усеян старой черной грубой керамикой. Когда я рассказал, что это следы старинного поселения и сколько примерно лет может быть этим кусочкам горшков, они напихали их полные карманы…
Сперва нам общие возгласы и крики «Ура!» нам попался советик. Потом полушка 1735-го года. Дальше была чешуйка, а с ней краткий экскурс в далёкие времена. Следом добавились колечко и копейка 1715-го. Чуть в стороне, в нескольких десятках метров, мы нашли домонгольскую подвеску. Жаль, что обломана, но несмотря на все усилия, оставшаяся часть не нашлась. В общем, весьма интересно за пару обеденных часов, из которых половину времени меня отвлекали.


Кто-то из мальчишек рассказал, что в прошлом году у них в деревне был гость с металлоискателем. Тогда на соседнем урочище он нашел пару медных монет. Само же урочище находилось в десяти минутах ходьбы от дома, где мы жили – просто красота. Ясное дело, что следующим утром я отправился туда. Только зашел за крайний дом, включил прибор и на стометровке до леса по краю дороги нашел ранний совет, чешую, ходячку и империю – полный набор. Даже возникли мысли остаться. Но на том берегу рыба всегда крупнее, поэтому, собравшись с силами, двинул на урочище.
Посвятил я этому месту несколько часов. Находки пошли сразу. Где-то в стороне от всего, а где-то среди железа. Штук пять или шесть монет нашел на старой дороге, по которой некогда была деревенская улица. Сейчас о ней напоминает лишь длинное углубление в земле. Старые дороги зачастую вычисляются именно по утрамбованному грунту.
Центр деревни совпадал и по карте, и по обилию железа, и по находкам. Там же выкопал большой крест с херувимами. Правда, без нескольких кусочков.


А рядом нательный крестик поменьше. В одном месте была монеты 18-19 века, а в целом попадались уже более поздние. Мне рассказали, что в километре оттуда есть древнее городище, но в тот день сил дойти туда не было. Поэтому, когда солнце стало основательно припекать, вернулся домой.


В другие разы я ещё несколько раз пробегался по утрам по окрестностям. А однажды ушел после обеда и до вечера по лесных хуторах. Находок немало по нынешним временам, но в целом практически одни советы. Видимо, до прихода советской власти деньги на хуторах не водились. Бывало так, что ходячка попадалась глубоко в лесу, а чешуя почти у поверхности в самой деревне.


В последний день я поехал в окрестности более населенной деревни. Там было несколько урочищ на полях. Естественно, близкая доступность к дороге дала о себе знать. В красивом месте у яблоневого сада некогда стоял дом. И всё вокруг было изрыто коллегами. Мысленно поругавшись на оставленные свежие огромные ямы, я всё же кое-что наковырял среди них: крестик, колечко, пуговки. Времени особо не было, но результатом тоже доволен.


После обеда мы собрались и выдвинулись домой, чтобы успеть до темноты. Время провели замечательно, все загорели, отдохнули, я накопался. Уже даже захотелось отдохнуть от отдыха и провести денёк в цивилизации. Уже назавтра я должен был ехать в Минск. Но в тот момент я ещё не знал, что задержусь на почти неделю на Витебщине и найду жирненькое местечко в десяти минутах езды от дома. Впрочем, об этом расскажу уже в следующий раз…
P.S. А вот так работают приезжие немцы в российской глубинке в обед, когда местные отдыхают. Поражаюсь их трудолюбию: сколько ни посмотрю, всё чем-то заняты. На обед сбегают на двадцать минут - и снова за работу.

