Указ о "черных копателях": мнение адвоката.
Онопольская Мария Сергеевна
адвокат Онопольская Мария Сергеевна,
20 января 2016
Телефон:
+375296663424
Минская городская коллегия адвокатов, Юридическая консультация №2 Советского района
15 декабря 2015 года был официально опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 14.12.2015 N 485 "Аб удасканаленнi аховы археалагiчных аб'ектаў i археалагiчных артэфактаў" (далее – Указ №485). Этот правовой акт ждали давно – археологи и иные представители официальной исторической науки с надеждой, так называемые «черные копатели» (лица, производящие археологические раскопки без надлежащего образования, навыков и разрешения) со страхом, а добропорядочные коллекционеры с настороженностью. Оправдал ли новый документ хоть чьи-либо ожидания?
Указ №485 дал определение двум ключевым понятиям «археологический артефакт» и «поиск археологических артефактов». На них нужно обратить особое внимание, поскольку все дальнейшие запреты, ограничения и предписания Указа будут строиться именно вокруг этих понятий.
Итак, «археологический артефакт – это движимые материальные объекты, возникшие в результате жизни и деятельности человека более 120 лет тому назад, сохранились в культурном слое или на дне природных и искусственных водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленным законодательством об охране историко-культурного наследия, и на момент их обнаружения не имеют собственника».
Исходя из вышеизложенного не являются археологическими артефактами:
- материальные объекты, возникшие не в результате жизни и деятельности человека (бивни мамонта, клыки саблезубого тигра);
- объекты возникшие менее 120 лет тому назад – на момент вступления в силу Указа №485 это все вещи моложе 18.03.1896 года, а соответственно не будут археологическими артефактами предметы периода, например, первой мировой войны;
- объекты, сохранившиеся не в культурном слое, и не на дне природных и искусственных водоемов, а передаваемые, например, из рук в руки от деда к внуку, кроме того формально не будут подпадать под действие Указа №485 клады замурованные в стенах, объекты обнаруженные в подвалах и на чердаках в том числе и заброженных зданий;
- не имеют исторического, художественного, научного или иного культурного значения, не могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленным законодательством об охране историко-культурного наследия (на этом признаке археологических артефактов ниже мы остановимся подробнее);
- на момент обнаружения имеют собственника. Например, выбывшие из владения собственника против его воли раритеты могут быть спрятаны на дне реки, но археологическими артефактами по букве Указа №485 не становятся.
Вернемся к культурному значению. Очевидно, что данный критерий может быть оценен только специалистом. Однако, попробуем обратится к законодательству об охране историко-культурных ценностей. «Историко-культурные ценности - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) …, особые духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности (Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 N 98-З (ред. от 08.05.2012) "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь") (далее – Закон). Критерии отнесения продуктов жизни и деятельности человека к историко-культурным ценностям определены в статье 20 Закона и является достаточно обширным (более 20 пунктов). Вопросы также вызывает синтаксический анализ этого признака, а именно достаточно ли для признания объекта археологическим артефактом исторического, художественного, научного или иного культурного значения, что нужно признать весьма широкой и расплывчатой формулировкой, распространить которую возможно на любой предмет старше 120 лет? Либо обязательным также является соответствие критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленным статьей 20 Закона, которые безусловно гораздо более строгие?
Второе ключевое понятие Указа №485 «поиск археологических объектов и археологических артефактов» - это «визуальное или с использованием металлоискателей, георадаров, других технических средств и инструментов обследование поверхности земли и (или) дна природных и искусственных водоемов с осуществлением земляных работ или без осуществления, в ходе которого проводятся полный или частичный сбор i выемка движимых материальных объектов, обладающих признаками археологических артефактов». Например, сбор ценных монет на берегах водоемов после паводка по смыслу Указа №485 к поиску относится, а обследование подвала дома 1900 года постройки нет.
Итак, с 18.03.2016 года поиск археологических объектов (недвижимость, сохранившаяся в земле и на дне водоемов, возникшая более 120 лет назад, имеющая культурное значение, подпадающая под критерии историко-культурной ценности) и археологических артефактов производится только при проведении археологических исследований и на основании разрешения выдаваемого национальной Академией Наук республики Беларусь.
Разрешение выдается научным организациям и музеям, соответствующим определенным критериям. При этом разрешение выдается на имя физического лица, осуществляющего руководство археологическими исследованиями. К поиску могут привлекаться иные лица на основании гражданско-правовых договоров и договоров об организации практики студентов (участники археологических исследований). Очевидно в превентивных целях авторы указа подчеркнули, что металлоискателями, георадарами и иными техническими средствами для поиска археологических объектов и артефактов могут пользоваться только физическое лицо, на имя которого выдано разрешение и участники археологических исследований. Однако как следует из приведенного нами несколькими абзацами выше положения иные лица вообще не имеют права осуществлять поиск археологических объектов и артефактов ни с металлоискателями, ни без них.
Физическое или юридическое лицо, случайно обнаружившее в земле или на дне водоемов предмет, который может иметь историческое, художественное, научное или иное культурное значение, соответствовать критериям для отнесения к историко-культурным ценностям обязано принять меры к сохранности найденного, немедленно прекратить работы или деятельность, которые могут навредить найденному предмету, в двухдневный срок письменно сообщить в местный исполком (администрацию района в городах), в случае обнаружения движимого объекта передать его на временное хранение, а, если объект признают археологическим артефактом, отдать его исполкому.
Приобрести, продать, подарить, обменять, заложить археологический артефакт со дня вступления Указа №485 в силу можно будет только государственным научным организациям (у государственных научных организаций) и музеям (у музеев). Это ограничение не коснется археологических артефактов, внесенных в реестр археологических артефактов, формирование и ведение которого будет осуществлять НАН Беларуси или уполномоченное ею юридическое лицо.
В реестр будут вноситься археологические артефакты на 18.03.2016 года находящиеся во владении граждан и юридических лиц, по заявлением владельцев с приложением двух фотографий 10х15, без взимания платы. Реестр формируется и ведется до 01 января 2017 года.
Как видим, Указ №485 носит скорее воспитательный характер и реальной угрозы для «черных копателей», которые всегда могут придумать легальное объяснение своим раскопкам, не представляет. Только время покажет, какими затратами сил и времени он обернется для местных исполнительных и распорядительных органов, добросовестных коллекционеров, владеющих порой сотнями мелких предметов, формально подпадающих под определение археологического артефакта.
Создаю и продвигаю в Гродно: музей-экспозицию единственной сохранившейся в Гродненском районе мельницы, она же корчма Тызенгауза, она же корчма и таможенный пост "Шведский Мост" на границе Пруссии.